Найти психотерапевта

Почему нам нравится пересматривать любимые фильмы

фильмы

Есть фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова. Почему какие-то из них становятся культовыми? Какие образы героев кино резонируют с нашими переживаниями особенно сильно? Какие внутренние желания и чувства они отражают? Взгляд психоаналитического психотерапевта.

Просмотр любимых фильмов может быть семейной традицией

Если мы посмотрим на маленьких детей, то заметим, что часто они могут просить перечитывать им одну и ту же сказку или пересматривать один и тот же мультфильм или детский фильм. В этом навязчивом повторении можно разглядеть определенные механизмы работы психики. Так дети справляются со своими страхами или новыми для себя процессами и ситуациями, пытаются осознать и отреагировать эмоции.

Можно выделить несколько глубинных причин, заставляющих нас пересматривать любимые фильмы.

Первой причиной могут быть семейные традиции. Например, просмотр любимого фильма – это символ новогодних праздников. Когда вся семья или друзья собираются вместе за совместным просмотром, это может давать ощущение близости с этими людьми, успокаивать, давать чувство причастности к определённой группе. Более того, такой традиционный просмотр любимого кино помогает почувствовать связь с прошлым, с людьми, которых уже нет рядом. Совместные переживания вновь объединяют, дают ощущение стабильности и безопасности.

Ритуалы и ритуальные действия в своей повторяемости призваны снижать наше внутреннее напряжение, давая ощущение предсказуемости и создавая иллюзию контроля

Например, больше 30 лет подряд вся наша страна начинала празднование Нового года с просмотра фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!». И сейчас кто-то остался верен этой традиции, а для кого-то на смену советским фильмам пришли «Один дома», «Рождественская история», «День сурка», «Гарри Поттер» и другие, которые становятся символом новогодних праздников. Меняется выбор истории, персонажей, и это связано с тем, что меняется основной запрос бессознательного у зрителя. А кинематограф воздействует на него напрямую, общаясь с нами через образы и звуки и обращаясь к нашим первичным влечениям, проникая в нашу психическую реальность.

Просмотр любимых фильмов дает нам ощущение стабильности

Предсказуемость и повторяемость сюжета, знакомые герои, когда мы уже знаем, что будет в финале, не создают внутреннего психического напряжения, а позволяют расслабиться. Ведь уже знакомый нам фильм не может нас удивить – мы заранее знаем, какие эмоции от него получим.

В этом может быть и проявление страха чего-то нового, пугающей неопределенности. Такое бессознательное предчувствие неожиданного развития линии сюжета или появление определенных персонажей, от которых мы не знаем, чего ожидать, могут способствовать появлению высокого уровня тревоги. Мы можем не осознавать этого, объясняя свой выбор какими-то рациональными причинами, интеллектуализируя свои переживания, но испытывая при этом непонятные эмоции.

Поэтому чтобы создать безопасное пространство, комфортное для переживания своих чувств, мы выбираем знакомый любимый сюжет.

Просмотр одного и того же фильма как способ переработки травмы

Не всегда кино может вызывать у нас приятные эмоции и чувства, но нас почему-то тянет пересматривать его снова и снова. Это может быть связано с попыткой справиться с травматическими переживаниями. Мы можем идентифицировать себя с главными героями фильма, переживая их историю, как свою личную, но находясь на безопасном расстоянии от реальных угроз. В этом есть и попытка вновь встретиться с собственным травматическим опытом и желание переработать застывшие чувства, связанные с этим. Просмотр фильма помогает высвободить это напряжение в психике, отреагировать злость, ярость, отчаяние и другие вытесненные чувства, которые невозможно было проявить в моменте травматического события.

Этот эффект достигается еще и потому, что у зрителя при просмотре возникает определенная регрессия, то есть возвращение к более примитивному способу взаимодействия с миром. Зритель находится в пассивном состоянии, так как не может контролировать то, что происходит на экране, и может терять ощущение реальности, полностью погружаясь в фильм. В таком состоянии психического регресса лучше происходит контакт содержания фильма с бессознательным зрителя, глубокое взаимодействие с проекциями наших вытесненных страхов и желаний.

Например, у ребенка, который постоянно пересматривает фильм «Волшебник Изумрудного города», в истории может обнаружиться длительная и травматичная разлука с родителями. И в этом фильме он снова и снова переживает процесс возвращения домой и связанные с этим страхи и трудности, пытаясь овладеть травматическими переживаниями.

Как фильмы отражают наше внутреннее состояние

В зависимости от жанра и от сюжета фильма «на повторе», можно сказать о нашем внутреннем состоянии. На события, которые разворачиваются в фильме, героев и взаимоотношения между ними, мы проецируем наши подавленные желания и внутренние конфликты. Фильм может отражать наши глубинные фантазии, страхи и тревоги. И через эти проекции мы можем изучать себя.

Образ главного героя, вбирая в себя все наши бессознательные переживания, может стать для нас объектом идентификации. Тогда с помощью просмотра фильма мы получаем возможность удовлетворить наши глубинные потребности

Если рассмотреть в этом контексте серию фильмов о Гарри Поттере, то можно увидеть, что это история о сиротстве и отвержении, о поиске тепла и любви. А еще – о борьбе со своей темной частью в лице Волан-де-Морта. Обычно ее сложно обнаружить, поэтому в фильме она представлена внешним врагом. В этом смысле этот сюжет может отражать актуальную бессознательную проблематику одиночества и внутренней борьбы, а такую зацикленность на нем – попытку овладеть травматическими переживаниями. Ведь главная функция навязчивого повторения по З.Фрейду – это связывание напряжения и устранение возбуждения, вызванного этим напряжением, что и может происходить во время просмотра кино.

Каждый из нас через личное восприятие может переживать происходящее на экране по-разному, вкладывая в это свое личное значение. От этого зависит то, каким образом будет идти работа бессознательного и на что она будет направлена. Культовые фильмы, как правило, отражают внутренние психические процессы определенной культуры, покрывая бессознательные запросы массового зрителя. В этих фильмах мы можем увидеть проблемы целого общества, его коллективные травмы и переживания.

Если во время просмотра фильма мы удовлетворяем подавленные влечения и агрессивные инстинкты, мы высвобождаем чувства и эмоции. Фильм становится символическим контейнером для наших проекций и неосознанных представлений. Происходит определенная работа бессознательного по регуляции психических процессов, стабилизации эмоционального состоянии, снятия внутреннего напряжения. И если она прошла успешно, мы испытываем катарсис – психологического облегчение, вызванное просмотром любимого фильма.

Скидка 25 % по промокоду AOLT на первую сессию с автором статьи

Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду AOLT 🙏🏼

Записаться на сессию
17

Проверенные
терапевты Меты

Кризисная жизненная ситуация
Тревога и беспокойство
Проблемы с самооценкой
Сложности в отношениях
Нет энергии и сил

Похожие статьи

Получайте лучшие материалы Метаморфозы на почту

Подпишитесь на дайджест, и мы вышлем вам руководство о том, как преодолевать страхи на работе и в общении с близкими.