Найти психотерапевта

Психологический разбор сериала «Голубоглазый самурай». Что будет, если Мизу придет на психотерапию?

В ноябре 2023 мир увидел новый анимационный сериал «Голубоглазый самурай», который почти сразу собрал положительные отзывы. И понятно, почему — прекрасная рисовка, Япония периода Эдо, потрясающее внимание к воссозданию культуры того времени. При создании авторы консультировались с экспертами, а аниматоры даже изучали боевые искусства.

Казалось бы, в центре сюжета — банальная история о мести. Но как она подана! Главные герои не просто отрицательные или положительные, они многогранные, а потому за ними интересно наблюдать.

В этой статье поговорим про Мизу — девушку, которую не приняло общество из-за её происхождения, про то, как сформировалась ее личность, какие психологические проблемы ей свойственны, как она с ними справляется и как именно она стала голубоглазым самураем.

Внимание, спойлеры!

О чем сериал

Начать, пожалуй, следует с того, что Мизу — нежеланный ребенок, так еще и полукровка. Ее отец был англичанином, которому девочка была не нужна, а вскоре она лишилась и матери, и всю жизнь она была вынуждена прятаться за образом мальчика. Почему? Полукровок не считали за людей, относились к ним порой хуже, чем к животным. Что ожидаемо движет Мизу? Месть. 

В широком смысле месть связана с разрешением обиды, чувством справедливости, а иногда с властолюбием и культурными нормами. Но в контексте сериала внешним мотиватором Мизу будет восстановление чести и достоинства, а внутренним — стремление побороть глубинное убеждение непривлекательности и никчемности. С честью и достоинством все довольно просто: если в те времена человек становился изгоем, то ему было невероятно сложно выжить, поэтому быть «своим» и достойным уважения было критически важно. А вот с глубинными убеждениями все немного сложнее.

Мизу — пример сильного женского персонажа, к тому же антигероя. Она не хочет заводить друзей и довольно жестоко отвергает тех, кто проявляет к ней хоть какой-то интерес. По словам самой Мизу все потому, что на пути мести нет места любви и дружбе, а значит и уязвимости. Но именно это она и находит.

Не у каждого человека, пережившего опыт Мизу, возникнет желание сделать месть своим предназначением. И даже сама Мизу в какой-то период своей жизни сходит с этого пути — и об этом нам рассказывают в 5 серии, которая расширяет наше понимание Мизу как персонажа. Несмотря на буллинг, инвалидизирующую среду, жизнь в изоляции и постоянном страхе, Мизу находит в себе силы открыться и полюбить другого человека. И это занимает у нее не один месяц, что на самом деле абсолютно нормально для человеческой психики. Позже самые близкие люди Мизу, мать и муж, предают её в критический момент. Чтобы выбрать путь мести, только ненависти недостаточно — нужна еще искренняя любовь, отравленная предательством.

Как убеждения Мизу влияют на ее жизнь

Психологический портрет Мизу будем составлять, опираясь на принципы схема-терапии. Это направление психотерапии из «семьи» когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которые было разработано для тех случаев, где стандартная КПТ оказывалась недостаточно эффективной. Когнитивные схемы-режимы — это убеждения человека о нем самом, окружающих людях и мире. Дезадаптивные схемы (как раз те, что мешают жить и радоваться) формируются, когда базовые эмоциональные потребности регулярно не удовлетворяются. Психотерапия предполагает выявление этих схем-режимов и систематическое противостояние им, их изменение и исцеление.

Если представить, что Мизу пройдет стандартный схемный опросник Янга, то с большой вероятностью ее ведущими схемами будут:

  • эмоциональная депривация,
  • покинутость, недоверие,
  • социальная отчужденность,
  • дефективность,
  • подавление эмоций,
  • жесткие стандарты,
  • поиск одобрения,
  • негативизм,
  • пунитивность (убежденность в том, что люди должны быть строго наказаны за ошибки).

Рассмотрим некоторые схемы в связке с неудовлетворенными потребностями и разберем, как это отражается на жизни Мизу.

Нарушение потребности в спонтанности и игре, склонность к соблюдению чрезмерно жестких правил и ожиданий

Мизу не могла быть собой, это было слишком опасно: на неё охотились убийцы и легко могли выдать свои; ей приходилось притворяться мальчиком и скрывать свою женственность, ведь охотились именно за девочкой с голубыми глазами. Она всегда была зажата в тесные рамки: не выделяйся, будь другим человеком, подстраивайся. Это то, что может привести к формированию схем пунитивности и негативизма.

  • Пунитивность. Такие люди нетерпимы, им очень трудно прощать ошибки другим и самим себе. По их мнению, тот, кто ошибся, заслуживает наказания — никакие оправдания не принимаются.

    Источник происхождения этой схемы — почти всегда «обвиняющий родитель», который озвучивал такой же посыл. В большей степени эту схему у Мизу сформировала не ее мать, а общество и ценности того времени. Но Мизу не может глобально изменить мир вокруг, поэтому обвиняет в своих бедах гипотетического отца. И здесь мы видим яркий пример гиперкомпенсации — Мизу клянется отомстить не только отцу по крови, но и всем четырем мужчинам иностранцам, которые гипотетически могут быть ее отцами.
  • Негативизм — это навязчивое сосредоточение на отрицательных аспектах жизни, таких как боль, смерть, потери, разочарования, предательство, конфликты, неприятные переживания, тяжелые мысли. Мизу не может отпустить прошлое. Оно разрушает, но и одновременно подпитывает её ненависть. Она сама убеждает себя, что её не интересует счастье — только удовлетворение от мести.

Нарушение потребности в безопасности, стабильности, заботе, сопереживании, принятии и уважении

Мизу не знала этого ребенком, только после того, как она случайно попала к мастеру Эйджи, она, наконец, смогла обрести надежного родителя, который смог закрыть эти потребности и принимал её полностью. Но даже это не смогло полностью убрать схемы дефективности, социальной отчужденности, эмоциональной депривации и недоверия.

  • Эмоциональная депривация — лишение заботы, сопереживания и сочувствия, защиты, покровительства и направления со стороны других. Как из невинного ребенка сделать орудие войны? Лишить его семьи, любви и детства. Именно это и случилось с Мизу.
  • Дефективность. Центральное убеждение этой схемы заключается в том, что «я плохой, недостойный, хуже других, бесполезен и никто не сможет меня полюбить». Также эту схему сопровождает склонность к болезненному чувству стыда. Во времена, описываемые в сериале, ребенок смешанной расы считался неполноценным человеком, жалким и нечистым, порождением позора. Мизу говорили об этом с самого рождения, и она сама порой считает себя чудовищем, демоном Онрё. В Японии это призрак, который способен причинять вред в мире живых, ранить или убивать врагов ради мести за несправедливость, проявленную к нему при жизни.
  • Социальная отчужденность — чувство безнадежной изоляции и невозможность почувствовать свою принадлежность к группе. Мало того, что за Мизу охотились власти, она подвергалась буллингу со стороны сверстников, и в широком смысле общество ее никогда не принимало.
  • Недоверие / ожидание жестокого обращения — убеждение о том, что всегда стоит ждать предательства или подвоха, что другие люди могут использовать человека для достижения своих целей, манипулировать, причинять боль. Мизу сталкивается с предательством мужа и матери. Отчасти поэтому она предпочитает всё делать одна, ей нужно довольно много времени, чтобы начать доверять её ученику. Человеческий мозг стремится обеспечить безопасность и, если видит угрозу, особенно основанную на предыдущем негативном опыте, делает всё для защиты. Даже если это означает одиночество.

Как психотерапия могла бы помочь Мизу

Сначала можно было бы начать работать с мотивации к изменениям. Исследовать преимущества и недостатки наказания по сравнению со снисхождением. Если Мизу пойдет по пути мести, то восстановит справедливость, но столкнется со смертью огромного количества людей и, вероятно, со своей собственной. Если Мизу выберет снисхождение, то у неё появится шанс на новую счастливую жизнь, где, тем не менее, нужно будет заново учиться доверять.

Мизу сделала смыслом своей жизни месть и борьбу, но ведь в её жизни было не только это. Она смогла обрести друзей, у неё был человек, который заботился о ней, как о родной дочери. Опираясь на этот опыт и ценности, можно сделать смыслом своей жизни что-то еще.

Не всё можно и нужно прощать, но работа над принятием своего сложного опыта может снизить эмоциональный отклик. Мизу полна ненависти и хочет восстановить справедливость, что, скорее всего, означает глубокую обиду. Работа над эмоциональной регуляцией могла бы помочь ей выработать новые жизненные стратегии.

Также Мизу могла бы избегать социальных групп, которые ей объективно не подходят, и искать людей, с которыми у неё есть некоторое сходство и которые мо­гут принять её. Чтобы достичь этой цели, иногда бывает нужно внести се­рьезные изменения в свою жизнь и преодолеть свое привычное поведение избегания.

Психотерапевт мог бы создать для Мизу теплую, сочувствующую и защищающую среду, в которой она смогла бы удовлетворить многие эмоциональные потребности, а так же позволить кому-то заботиться о себе, понимать и поддерживать себя — это бы ослабило чувство депривации. Такие терапевтические отношения стали бы моделью, которую Мизу сможет перенести на взаимоотношения с други­ми людьми. С помощью психотерапии она могла бы научиться просить своих партнеров удовлетворять её эмоциональные потребности над­лежащим образом и принимать заботу от значимых других и перестать избегать близости.

И последняя, но не по значимости, терапевтическая цель — повысить чувство собственного достоинства и самоценности. Ничто не умаляет базовой ценности Мизу как человека. Это человеческая природа — иметь недостатки и быть несовершенными. Мы всё равно можем любить друг друга. Мастер Эйджи хотел донести до Мизу именно эту идею, когда говорил про состав идеального меча: в стали нечистота в верном месте — это знак качества. Так и Мизу, сломав свой меч, сможет заново выковать его, добавив в состав вещи, принадлежащие её близким людям. И, как нам говорит легенда, меч — это душа самурая. Интересно, что Мизу, выковав свой идеальный меч, отдает его Эйджи и идет на самое главное сражение с обычным оружием. Вернется ли Мизу за своим мечом узнаем во втором сезоне, который запланирован на осень 2024 года.

Скидка 25% по промокоду AOLT на первую сессию с автором статьи

Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду AOLT 🙏🏼

Записаться на сессию
1

Проверенные
терапевты Меты

Кризисная жизненная ситуация
Разобраться в себе
Проблемы с самооценкой
Нет энергии и сил
Расстройство пищевого поведения

Похожие статьи

Получайте лучшие материалы Метаморфозы на почту

Подпишитесь на дайджест, и мы вышлем вам руководство о том, как преодолевать страхи на работе и в общении с близкими.