Найти психотерапевта

Добрых дел мастер — кто это и что такое альтруизм

О поведении людей, которые стремятся приносить пользу и помогать другим людям, философия размышляла со времён Сократа, Платона и Аристотеля в категориях добродетели и порока. Сократ выделял три главных добродетели человека — справедливость, воздержанность и храбрость. Разумное поведение, управление страстями человека было залогом благополучия всего полиса. Аристотель говорил о долге как о сознательном и свободном выборе гражданина.

В Средние века идея любви к ближнему была формой любви к Богу. С развитием науки и технологий к середине XVIII века философия заговорила об эгоизме. Он подразумевался как данность в человеке. А благо для ближнего философия тогда осмысливала как часть морального поведения, которое было основано на нормах, правилах и законах.

Слово «альтруизм» ввёл в обиход философ и социолог Огюст Конт в XIX веке. Оно происходит от латинского «alter» — «другой, другие» и означает жизнь ради блага других людей и поступки, которые стоят усилий, а иногда ухудшают собственное положение ради ближнего.

Философ и социолог Герберт Спенсер определял альтруизм как составную часть эгоизма. Он говорил, что помощь другому не должна идти вразрез с собственным благом, что именно здоровая забота о себе поможет сохранить силы для помощи ближнему. То есть помогать другим важно из собственного ресурсного состояния. Это будет приводить к выгодам для каждого: помогающий получит удовольствие, а тот, кому помогают — помощь. А вот чрезмерное стремление помогать может стать причиной истощения и подавленности человека.

С появлением психологии альтруизм стали воспринимать как просоциальное помогающее поведение, как признак социального прогресса и продукт культуры.

Что такое альтруизм

Трактовок этого понятия много. Уловить его границы и отличить от близких по значению не так просто.

Например, филантропия, скорее, отношенческая позиция к людям, установка на любовь и доброту к другим, а альтруизм — черта личности, проактивная и деятельностная. Эмпатия — способность сопереживать другому. Это основа альтруизма. Альтруизм же это действие. Сотрудничество выгодно для обоих, а альтруизм — во благо одного человека.

Часто говорят об альтруизме как о:

  • действиях ради другого человека, в результате которых приспособленность собственного организма снижается, а приспособленность другого повышается (в животном мире).
  • действиях по оказанию помощи другому в настоящем ради получения собственного блага в будущем (в животном мире, например, симбиотизм),
  • действиях в состоянии аффекта. Этот аффект у альтруиста могут вызвать, например, страдания других людей. Альтруист буквально страдает сам и готов сделать многое для помощи другому. Так, он облегчает в том числе и своё состояние. Или, например, если что-то серьёзно угрожает жизни или здоровью другого человека. В такой ситуации альтруист может оказывать помощь ценой собственной жизни. Так могут поступать свидетели и очевидцы тяжёлых событий. К примеру, директор службы безопасности банка Morgan Stanley Рик Рескорла помогал эвакуировать людей, спас тысячи жизней во время трагедии в США 11 сентября и погиб.

Виды альтруизма

В XIX и XX веках к дискуссии об альтруизме подключились биологи. Они изучали и описывали социальное поведение насекомых и животных, исследовали разные аспекты альтруизма, его причины, механизмы развития у разных видов в живой природе и в лабораториях. Тогда было много исследований эволюционных биологических механизмов альтруизма. Современные типологии альтруизма основаны на них.

Биологический или родственный альтруизм

Одна из теорий, объясняющих существование альтруизма, говорит о том, что он обусловлен генетически и направлен на продолжение и сохранение жизни, рода и молодого поколения. Речь идёт о правиле Гамильтона — теории родственного отбора, которую разработал британский биолог Уильям Гамильтон. Эта теория говорит о том, что у альтруиста и человека, которому он помогает, скорее всего, есть общие гены. По правилу Гамильтона «ген альтруизма может распространяться путём естественного отбора при условии, что затраты, понесённые альтруистом, компенсируются достаточным количеством выгод для достаточно близких родственников».

Взаимный или реципроктный альтруизм

Американский биолог Роберт Триверс исследовал случаи неродственного альтруизма и ввёл это понятие в обиход. Основная мысль взаимного альтруизма: «Ты мне, я тебе». Этот вид характеризуется тем, что самопожертвование животного или человека происходит, если он ожидает ответной реакции от того, кому помогает. Реципроктный альтруизм присущ организмам, которые живут в небольших группах. Они помнят и отличают тех, с кем они взаимодействовали в прошлом, чтобы встретиться ещё раз и помочь ответно. В животном мире такое поведение описано у летучих мышей-вампиров. Они делятся пищей с другими из группы.

Психологический альтруизм

Человек — продукт эволюции. Но применение к нему биологических эволюционных объяснений альтруизма не совсем корректно. Поскольку на мотивы его действий во благо другого сильно влияет культура. В типологизации социальных действий Макс Вебер выделяет традиционное действие, которое основано на ценностной норме, догмате, установках, привычках.

С переходом к психологическому альтруизму нюансов становилось всё больше. Философ Пётр Кропоткин, наблюдая взаимопомощь у животных в суровых средовых условиях, размышлял и о взаимопомощи у людей.

«Мы вместе с тем утверждаем, что общительность является величайшим преимуществом в борьбе за существование при всяких, каких бы то ни было, природных обстоятельствах. Те виды, которые волей или неволей отказываются от неё, обречены на вымирание; тогда как животные, умеющие наилучшим образом объединяться, имеют наибольшие шансы на выживание и на дальнейшую эволюцию, склонность людей ко взаимной помощи имеет такое отдалённое происхождение, и она так глубоко переплетена со всею прошлою эволюциею человеческого рода, что люди сохранили её вплоть до настоящего времени, несмотря на все превратности истории. Эта склонность развилась, главным образом, в периоды мира и благосостояния; но даже тогда, когда на людей обрушивались величайшие бедствия, — когда целые страны бывали опустошены войнами, и целые населения их вымирали от нищеты, или стонали под ярмом тирании, — та же склонность, та же потребность продолжала существовать в деревнях и среди беднейших классов городского населения; она всё-таки скрепляла их и, в конце концов, она оказывала воздействие даже на то правящее, войнолюбивое и разоряющее меньшинство, которое относилось к этой потребности как к сантиментальному вздору. И всякий раз, когда человечеству приходилось выработать новую социальную организацию, приспособленную к новому фазису его развития, созидательный гений человека всегда черпал вдохновение и элементы для нового выступления на пути прогресса всё из той же самой, вечно живой, склонности ко взаимной помощи».

Пётр Кропоткин, биолог, философ

Стоит ли считать описанное поведение взаимопомощью или правильно говорить о зависимости в суровых условиях и выживании? Потребность в безопасности, базовая и неудовлетворённая на определённом этапе развития, выражается в способе построения контакта — раствориться в другом или поглотить другого. Возникает система «мы», где нет возможности мыслить по отдельности, разделять чувства и потребности. Такие партнёры не спрашивают друг друга о важных вещах, а скорее «знают», что нужно другому. Но фактически они проецируют собственные чувства и потребности друг на друга, додумывают своё. Часто это приводит к нарушению границ других людей. В длительных браках при слительном контакте у обоих партнёров границы скорее диффузные. В таких отношениях благие намерения превращаются в «причинить любовь и нанести добро». От этого часто страдает и тот, кто спасает, и тот, кого спасают. Первый устаёт, раздражается и превращается в агрессора, а второй может быть неспособен к автономии. Упрощённо это описал психотерапевт Стивен Карпман в дидактической модели «Жертва-Спасатель-Преследователь». При этом Спасатель преследует для себя вторичную выгоду, например, собственную нужность.

Разница между альтруизмом и жертвенностью

Важно различать альтруизм и жертвенность. Объединяет эти понятия помощь другому, а отличает — мотив. Альтруист щедр, а человек в позиции жертвы отдаёт необходимое, даже если сам находится в дефиците. Часто это происходит из расчёта на выгоду от такого поведения — человек, ведущий себя жертвенно, думает о собственных интересах, а не интересах других. Жертвенность проявляется в мученичестве и самоотвержении. Такой человек часто якобы подчиняется внешним обстоятельствам. Рано или поздно такое поведение может стать опасным для человека. Это жертвенность в узком смысле слова, а в широком — это свободный, осознанный выбор, часто связанный с нарушением собственных интересов и безопасности человека.

Альтруизм —  понятие более широкое. Оно включает милосердие, бескорыстность, ответственность и свободу выбора. Но альтруист тоже может рисковать жизнью, совершая героические и филантропические поступки.

Тут можно вспомнить несколько примеров из истории, когда врачи и учёные, испытывали вакцины или тестировали научные гипотезы на себе, подвергая свою жизнь опасности. Так, врач Эмерих Ульман попросил коллегу Луи Пастера вколоть себе его вакцину от бешенства. Цель — доказать другим, что если человек не болен бешенством, вакцина не опасна. Он выжил и открыл путь к широкому применению препарата.

Изобретатель вакцины против холеры Владимир Хавкин не только испытал её на себе, но и принял предложение поехать в Индию в разгар болезни. Местные жители боялись использовать препарат, пока он не вколол себе очередную дозу вакцины на глазах у индийцев, чтобы убедить их.

Чем опасен альтруизм

Альтруисты часто самоотвержены, социально проактивны, думают о выгоде для другого, эмпатичны, сострадательны, щедры, доверчивы, заботливы и ответственны. Но часто такие люди не чувствуют собственных границ и порой не очень хорошо понимают собственные интересы и не выбирают их. Многие альтруистически настроенные люди сталкивались с дефицитом любви родителей. Что в итоге могло стать причиной нелюбви к себе. На «добрые дела» их толкает неисчерпаемая потребность в родительской любви и желание быть нужным, полезным, увиденным и признанным. Важно понимать, что это не чистый альтруизм.

Среди рисков, которым подвержены альтруисты, — использование их окружающими. Например, коллеги, которые часто обращаются за помощью к человеку, который всегда готов её оказать. Тогда помощь становится не помощью, а эксплуатацией.

Альтруист может рисковать счастьем и успехом в личной жизни, когда посвящает всего себя окружающим. Часто это близкие люди — родители или дети. Каким бы ни был ориентированным на других человек, порой его чувства подсказывают, что несмотря на все приложенные усилия и большой объём помощи людям, он чувствует себя плохо, устало или истощённо. Отличить, что такое помощь ближнему и какие выгоды получает «помогающий», можно вместе с психотерапевтом на встрече.

Самым настоящим альтруизмом можно считать тот, который исходит из собственной щедрости человека, а не из его дефицитов. Это просоциальное поведение человека с учётом собственных границ и интересов. Такое поведение способно продвигать науку, культуру, экономику, просвещать и создавать пространство уважения, заботы и достоинства двух взаимодействующих личностей.

Скидка 25% по промокоду AOLT на первую сессию с автором статьи

Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду AOLT  🙏🏼

Записаться на сессию
0

Проверенные
терапевты Меты

Проблемы с самооценкой
Расстройство пищевого поведения
Сложности в отношениях
Кризисная жизненная ситуация
Нет энергии и сил

Похожие статьи

Получайте лучшие материалы Метаморфозы на почту

Подпишитесь на дайджест, и мы вышлем вам руководство о том, как преодолевать страхи на работе и в общении с близкими.